Историческая справка.
Село Пригородное сравнительно молодое. Годом рождения
села официально является 1946 год. С
1960 года в связи с образованием совхоза «Белогорский» в селе началось активное
строительство. В 1975 году была построена и введена в эксплуатацию новая школа
на 240 мест, в которой обучались дети из сел Пригородного, Мирного,
Белоцерковки и Березников. В настоящее время получают образование дети из двух
сел: Пригородного и Мирного. Родители учащихся работают на различных
предприятиях города Белогорска (в виду того, что село расположено в 8 км. от
г.Белогорска), в колхозе «Пригородный», в фермерских хозяйствах, организованных
на землях бывшего совхоза «Белогорский» («Ниса», «Никитин», «Мирное», «Сойка»),
предприятиях соцкультбыта.
В селе
Пригородное проживает 740 человек, из них 150 детей и 150 пенсионеров; в
с.Мирном проживает 206 человек, из них 59 детей. Села неоднородны по
национальному составу: русские, украинцы, белорусы, грузины, корейцы, немцы,
татары, узбеки, лизгины, азербайджанцы.
Наряду с общепринятыми праздниками, сельчане отмечают и ставшие уже традиционными
масленицу, День села, Ивана Купалу. Проводятся конкурсы на звание лучшего
двора, подъезда, улицы.
Рядом
с селом проходит трасса федерального значения Белогорск-Благовещенск.
Главная функция села – аграрная, т.к. в селе
имеются все условия для развития всех отраслей сельского хозяйства.
Школа сегодня.
В настоящее время в школе обучается 89
учащихся. Состав обучающихся по возрастам и классам представлен на слайде.
Деятельность
школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, гражданственности,
свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Школа функционирует в режиме 6-дневной рабочей
недели, учащиеся начальных классов занимаются по пятидневной рабочей неделе. Учреждение
имеет необходимую нормативную документацию, утвержденные локальные акты в
размере 100%.
Органом самоуправления школы является
педагогический совет, объединяющий всех педагогических работников, общее
собрание коллектива, совет родительской общественности, совет образовательного
учреждения, деятельность которых определена локальными актами.
Орган
ученического самоуправления – совет старшеклассников, который подразделяется на
Министерства, отвечающие за определенные сферы деятельности обучающихся.
В здании школы расположено 12 учебных
кабинетов, спортивный и актовый залы, учебные мастерские, подсобные помещения.
Учебные
кабинеты оснащены необходимым учебным оборудованием, которое в настоящее время
требует частичной замены. Оборудован
компьютерный класс, в котором установлено 6 компьютеров. Кабинет ОБЖ оборудован
необходимыми для работы стендами, компьютером и мультимедийным проектором, В
кабинетах географии и истории созданы
краеведческий и археологический музеи. В одном из кабинетов начальных
классов имеется живой уголок, остальные
учебные кабинеты оборудованы согласно их специфики. В спортивном зале имеются
современные спортивные тренажеры, хотя количество их еще недостаточно.
Учебные
мастерские комбинированные: имеется оборудование для обработки металла и древесины. Коридоры и
рекриации уютно оформлены.
Образовательный процесс осуществляют 16
педагогов, категорийных педагогов 13, что составляет 68%; 1 квалификационную категорию имеют 9 человек
(47%), вторую 4 (21%).
Возрастной состав педагогов требует
обновления, т.к. 20% педагогов, чей возраст составляет от 55 и старше. Наряду с
этим работают и молодые, работоспособные
педагоги в возрасте от 20 до 45 лет
(40%). Педагоги школы систематически и своевременно повышают свою
квалификацию, что оказывает положительное воздействие на образовательный
процесс.
В рамках внеурочной деятельности в школе
практикуется проведение предметных кружков, кружков по интересам, спортивных
секций, предметных вечеров, предметные консультации в рамках работы учебных
кабинетов, конкурсы «Ученик года», «Самый классный класс», научно-практические
конференции, ежегодное участие в областных археологических экспедициях,
месячник спортивно-массовой работы со 100% охватом учащихся.
Школа уделяет должное внимание обеспечению
безопасных условий образовательного процесса, своевременному проведению
инструктажей по ТБ с педагогами,
учащимися и работниками. Не реже двух раз в четверть организуются тренировки по
эвакуации из здания школы на случай пожара или возникновения ЧС. Оформлены
соответствующие стенды в рекреациях.
Имеется
автоматическая пожарная сигнализация, функционируют запасные выходы. Школа
соответствует требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора. За последние 10
лет в период образовательного процесса
травмирование учащихся, педагогов и
работников не зарегистрировано.
Учебный
план школы составлен на основе базисного учебного плана. В 2008-2009 учебном
году школа перешла на БУП 2004 года.
Образовательный процесс.
Организация образовательного процесса в школе
регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием
занятий, соответствующим СанПиНу.
Учебный план обеспечивает соблюдение интересов
учащихся, преемственность с предыдущим учебным планом, реализацию инновационных
направлений по совершенствованию содержания образования, достижению высокого
качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного и
образовательного процесса в рамках программы «школа полного дня».
Вариативная часть плана направлена:
В начальном звене – на формирование прочных навыков учебной
деятельности, воспитание культуры общения и речи, развитие творческих
способностей. Поэтому образовательный компонент во 2-4 классах представлен
курсом «Риторика», как одним из предметов по выбору регионального компонента,
это необходимо для обеспечения должного уровня овладения устной речью. В рамках
основного общего образования продолжается курс «Риторика» в 5-8 классах,
который так же определен региональным компонентом.
Образовательные программы школы ориентированы
на создание условий для удовлетворения запросов детей, развития их
способностей. Для более успешного изучения введено раннее обучение иностранному
языку со 2 класса. Для укрепления
гражданской позиции, для расширения правовых знаний и воспитания патриотизма в
5-7 классах введен курс «Граждановедение».
С целью сохранения здоровья учащихся введен третий час физической культуры. Для сохранения преемственности
обучении курса ОБЖ
выделены часы на дальнейшее изучение
данного предмета.
В 8,9 классах в рамках предпрофильной
подготовки вводятся
элективные
курсы, с целью создания условий, обеспечивающих возможность школьникам
определиться в выборе будущего направления обучения.
Часы индивидуально-групповых занятий
позволяют не только осуществлять коррекцию пробелов знаний учащихся, а с этого
учебного года и опережающую коррекцию.
Помимо
этого с целью создания вариативного образовательного пространства, ведется
активная работа по созданию экспериментальной площадки «Школа-социокультурный
центр села», которая охватывает все значимые подразделения села: сельсовет,
ФАП, ДК, сельскую библиотеку, общественные организации.
Анализ итогов успеваемости и качества знаний
за последние три года свидетельствует о повышении успеваемости и качества
знаний учащихся за каждый год обучения. Успеваемость составляет 100%. Наблюдается
динамика показания качества обучения. Так, 2005/06 – 27,5%, 2006/07 – 28%, 2007/08 – 30%. Сформированность общеучебных умений и навыков
составляет 0,79.
Качество знаний учащихся
Школа
систематически осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями
профессионального образования, что способствует успешной социализации
выпускников, их дальнейшему трудоустройству.
Система воспитательной работы школы
направлена на формирование у учащихся гражданско-политических и
морально-нравственных качеств личности, сохранение психологического и физического здоровья.
Воспитательный процесс представляет собой
непрерывное, целенаправленное взаимодействие
всех участников образовательного процесса. Воспитательная система
отличается тем, что внедрены следующие программы: «Я и Я»
, «Я и семья», «Я и культура», «Я и школа», «Я и мое Отечество», «Здоровье», развита
система школьного самоуправления, наблюдается рост общешкольных традиций таких
как, месячник спортивно-массовой и оборонной работы, конкурсы: «Самый классный класс», «Ученик года»,
ежегодное участие в областной археологической экспедиции, книжкины недели.
Учащиеся
школы принимают активное участие в общественной жизни района и области. Команда
КВН школы на протяжении ряда лет была одной из лучших в районе. Известен за
пределами района наш кукольный театр – лауреат областного смотра – конкурса
кукольных театров.
Команда
«Гренада» - призер районных и областной военно-спортивной игры «Зарница».
Традиционен наш турслет с учащимися школы с. Белоцерковка.
Участники ИЗО-студии
выставляют свои работы не только в школе, но и постоянно принимают
участие в районных и областных конкурсах, занимая призовые места, члены кружка
«Юный Робинзон» ведут большую краеведческую работу.
87% учащихся охвачены дополнительным
образованием. Функционируют различные кружки,
спортивные секции, которые в этом
учебном году посещают не только пригородненцы, но и учащиеся из с. Мирное, что
является большим достижением для нас.
В школе созданы условия для воспитания
здорового гражданина, сохранения интеллектуального и физического здоровья
ребенка. 95% родителей считают, что
педколлектив нашей школы находится в постоянном творческом поиске. Так,
третий год традиционные физминутки для учителя превратились в норму для
учащихся, которые начинаются по короткому
звонку через 20 минут сначала урока. Каждый вторник школа живет по особому
расписанию: 1 урок в течение 30 минут – это урок нравственности, на котором
рассматриваются самые разнообразные вопросы этики, морали, патриотизма.
Благоприятный психологический климат помогает сохранить особый режим работы по
вторникам.
Методическая работа является составной часть
общешкольного плана и определена системой взаимосвязанных мер, действий и
мероприятий, направленных на совершенствование
образовательного процесса. Главными звеньями в структуре методической
службы являются МО учителей. В нашей школе их четыре. Руководителям МО
делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля. Каждый
руководитель достойно занимает свое место в течение 5-7 лет, что способствует
возможности на достаточно высоком уровне решать систему учебно-методических
задач. На заседаниях МО успешно рассматриваются самые разнообразные вопросы.
Для координации методической работы и отслеживания выполнения программ работает
методический совет, в состав которого входят руководители МО, представители
администрации. На базе школы постоянно проводятся районные семинары. Работает
школа наставничества. Педагоги достойно выдерживают аттестацию и по истечении 5
лет успешно ее подтверждают.
Педколлектив единодушно считает, что школа – живой
организм, особая страна, которая живет своей ни на что не похожей жизнью,
постоянно сталкивается с трудностями и ищет выходы из педагогических тупиков,
проблем и вопросов.
Достижения школы.
Одна из проблем – отсутствие дошкольной подготовки. В
этом плане мы:
1.Открыли субботнюю школу «Филиппок», что
заметно сказывается на развитии дошкольников. Впервые мы привлекли их не только
к учебной деятельности, но и к воспитательной.
2. С января 2009 года начнёт
свою работу «Школа раннего развития».
3.Заметно
активизировалась научно-исследовательская работа. Результат: три работы из
четырех стали призерами 1 степени на районной научно-практической конференции
«Меня оценят в XXI веке», четвертая работа отмечена в номинации «Первые
шаги» за лучший исторический анализ.
4. Школа имеет свое печатное издание.
Ежемесячно выпускается газета, которая имеет успех у населения, активно
работает пресс-центр.
5.Ведется
активная инновационная работа в рамках
экспериментальной площадки нацеленная на новое содержание образования, новую
воспитательную систему, ориентированную на сельский образ жизни, на формирование
нового сельского уклада, широко используются возможности для проявления
инициативы родителей и социума. Содержание
модели предполагает органическое сочетание различных видов социально значимой
образовательной деятельности, которые способствуют развитию личности, ее
самореализации, а именно: учебной, образовательно-производственной,
культурно-досуговой, социально-благотворительной, оздоровительно-экологической,
деятельностью по сохранению и возрождению национальных традиций.
Благодаря этому, за последние два года
активность социума возросла. Родители, бабушки, дедушки и просто жители села
идут в школу, как в единственный социальный институт на селе. Делятся своими
воспоминаниями и впечатлениями. Социальных партнеров становится больше. Активно
и постоянно помогает школе Ю.И.Никитин,
руководитель КФХ «Ниса», ООО «Меркурий» в лице С.С.Сонина,
постоянный партнер, бывшая выпускница
школы Т.С.Винограденко «ЧП Винограденко»,
В период летнего ремонта существенная помощь оказана В.А.Филипповым.
Посильную помощь оказывает сельская администрация.
Проблема развития сельской школы в
современных условиях сложна и объемна. Сложное, подчас близкое к
катастрофическому, финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов, резкое
расслоение сельского населения на тонкую прослойку богатых и большинство,
живущее за чертой бедности, ухудшающаяся демографическая ситуация на селе,
низкая заработная плата сельской интеллигенции все это ведет к значительному
уменьшению числа учащихся, оттоку молодых специалистов в другие сферы
деятельности. Сложное положение в С/Х привело к
вынужденной работе трудоспособного населения в городе, это
ведет к росту безнадзорности детей, дети дошкольного возраста без присмотра,
именно это приводит к возникновению опасности жизни, отсутствию должного умственного
и физического развития. И решение этих
проблем возложено сегодня на сельскую школу.
Педагогический
коллектив нашей школы видит решение проблем в создании инновационного проекта
«Школа-социокультурный центр села», который реализует в своей деятельности три
важных принципа: открытость функционирования, единство научно-теоретической и
практической деятельности, равноценность всех видов педагогической деятельности
(образования, воспитания, труда, досуга, социальной работы), в рамках которого
имеется острая необходимость создания не только субботней, а ежедневной школы
«Филиппок». Работа в этом направлении уже началась.
Сельской
школе в значительной мере присуще: бережное сохранение культуры и народных
традиций, практико-ориентированное содержание образование, создание
благоприятных условий для кооперации усилий общественности, администрации села,
семьи и школы по вопросам воспитания и образования детей, к чему и стремится
педколлектив МСОШ с.Пригородного.
Модель выпускника своей школы мы
представляем следующим образом: